Автор статьи: Константин Курочкин (kurochkin_k@top-kniga.ru). Made in StartCopy.
Прежде всего – определим, что в этом сложного. Если вы не заправляли картриджи раньше, процесс для Вас непонятен и эту статью рассматриваете как вводную – напрасно: она написана для того, чтобы поделиться опытом с более опытными инженерами (которые заправляли другие картриджи и не боятся взять в руки отвертку и молоток).
<div align="center">
Картридж Q5949A<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
Так вот, данный картридж отличается от тех, что HP выпускал ранее, тем, что в нем максимально усложнен процесс заправки. Дело не в чипе – это песня отдельная, в данной статье мы ее не рассматриваем; сложность заключается в самом процессе заправки, точнее – в процессе разборки. Для тех, кто рассматривал этот картридж, не секрет, что в нем нет возможности открутить пару саморезов и снять часть боковой крышки, вынуть фотобарабан и получить практически полный доступ к внутренней части картриджа.
В этом картридже соответствующая часть боковой (правой, если смотреть на картридж со стороны цифр «49А») крышки не только впрессована в корпус (в этом случае проблем было бы мало), но еще и намертво приклеена к корпусу. По замыслу разработчиков это, видимо, должно полностью лишить людей возможности снять фотобарабан.
<div align="center">
Картридж Q5949A<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
Да и запрессованные штифты, соединяющие половинки картриджа, дополняют комплекс мер по защите картриджа от разборки (читайте – «заправки»). Если эти штифты выдирать, подрезая часть окружающей их пластмассы острыми бокорезами (как это делают многие), то со временем картридж начинает болтаться, «хлюпать», штифты вываливаются… Это не мой метод; а выдавить их изнутри…
Но у меня создалось впечатление, что разрабатывали это картридж «наши люди», которые точно знали, как эти картриджи разбирают другие «наши люди» (я намеренно не пишу «русские», дабы не быть обвиненным в национализме; дело не в записи в паспорте, а в активном подходе к жизни). Поэтому и были предприняты повышенные «меры безопасности». Но «наши люди» - они и в Африке «наши люди». Это значит, что они должны оставить «черный ход» (не по цвету тонера, а по неочевидности его существования); осталось только его найти.
Нельзя вытащить правый конец фотобарабана, серьёзно не повредив при этом картридж – жаль. Но мы-то ведь знаем, что у фотобарабана 2 конца! Посмотрим на него повнимательнее – там нет ничего нового: мы видим тот же металлический вал, что и в более ранних картриджах; он точно так же впрессован в корпус картриджа, служа и валом, и проводником заряда. Что точно известно с давних пор – его не сложно вытащить, достаточно надавить на него изнутри (благо есть удобное место, где меняется диаметр этого вала; широкая часть держится в корпуса, а узкая входит в фотобарабан). Так вот, если аккуратно надавить плоской отверткой, немного отодвинув фотобарабан, то этот вал легко выходит… Крепость пала… почти.
<div align="center">
Картридж Q5949A - фотобарабан<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
Дальше – все по накатанной: фотобарабан вытаскивается (правда, другой стороной, но кого это пугает), не размазав по возможности проводящую смазку, под ним – вал заряда; снимаем это вал и ищем отверстия для выдавливания штифтов изнутри. И тут нас ждет второй сюрприз – если одно отверстие заметно (правда, оно диаметром около 1 мм), то второе полностью скрыто (как я понимаю, ракелем). Выдавим один штифт (используя простую иголку и что-нибудь тяжелое, весьма желательно – немагнитное) и перейдем к осмотру второго… И тут мы замечаем, что конструкция этой части картриджа практически не изменилась (по крайней мере та часть, которая снаружи) и по-прежнему имеется углубление, через которое легко можно вытолкнуть штифт (правда, для этого придется снять защитную шторку фотобарабана). Если тонкой отверткой проковырять тонкий слой пластмассы, то мы видим штифт; а дальше все просто: 5-6 поступательных движений отвертки (при каждом штифт выталкивается на полмиллиметра наружу) – и вот уже штифт практически вышел.
<div align="center">
Картридж Q5949A - штифты<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
Появился и альтернативный, более простой способ добыть второй штифт – спасибо Александру Яковлеву, который подсказал: «Для выталкивания штифта изнутри необходимо снять подпружиненную стойку зарядного валика, после чего открывается доступ к пластмассовой опрессовке штифта; дальше шило и дело техники». Таким образом, стал очевиден способ разобрать картридж на две половины без ковыряния пластмассы (забавно, что при этом на картридже вообще не остается следов).
Картридж разобран на две половины, но проблемы на этом не кончаются – заправочное отверстие (ежели оно и есть) надежно закрыто боковой крышкой, которую снять опять же не представляется легким (конечно, если взять острые инструменты, то возможно все). Но, с другой стороны, опять же заметно послабление – другая крышка держится на двух саморезах… Когда мы их выкрутим, станет ясно, что и тут без клея не обошлось. Но в данном месте отламывание пластмассовых деталей, на мой взгляд, не приводит к заметным последствиям.
<div align="center">
Картридж Q5949A - заправка тонером<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
После того, как левая боковая крышка снята, появляется доступ к магнитному валу. Конечно, снять его не так просто, как раньше, но серьёзных проблем всё-таки не видно. Для упрощения снятия магнитного вала желательно вытащить белую пластмасску, которая ограничивает распространение тонера по краям магнитного вала и удерживается саморезом (та, которая ближе к неразборной боковине). При соблюдении обычных мер предосторожности магнитный вал снимается и устанавливается на место (кто не догадался, при снятом магнитном валу засыпается тонер).
Сборка – в обратном порядке. Про чистку бункера отработки, я думаю, можно и не упоминать.
<div align="center">
Картридж Q5949A - магнитный вал<table border="1" cellspacing="1"><tr><td>
</td></tr></table></div>
Так вот почему я называл разработчиков картриджа «нашими людьми»: проблем они, конечно, создали немало (чувствуется стремление), но оставили лазейки для «наших» заправщиков. Тут как с разработчиками горячо «любимой» 1С – заработал сам и дай заработать другим. Чем мы и займемся.
P.S. Материал, изложенный выше, не претендует на абсолютную правоту, это все есть ИМХО (то есть мое скромное мнение). Целью описанных выше действий не было стремление научить кого-либо заправлять картриджи, это просто результат любопытства (в последнее время сильно участились вопросы типа «А как разобрать этот картридж»). Практическая ценность проведенных исследований не абсолютна (опробована технология только на одном фирменном картридже, который шел вместе с новым принтером), отсутствует информация о поведении принтера с заправленным картриджем (но с заклеенным чипом принтер без проблем вышел в готовность и печатал; правда, не смог отобразить страницу состояния расходных материалов). Поэтому тот, кто пойдет по предложенному пути, делает это на свой страх и риск (впрочем, терять ему практически нечего).